АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЕГИПЕТ

Общие сведения.

Арабская Республика Египет (АРЕ) – крупнейшая страна Арабского Востока. Расположена на северо-востоке Африки и частично в Азии (Синайский полуостров). Граничит с Израилем, территорией Палестинской национальной администрации (сектор Газа), Суданом и Ливией. По территории Египта проходит Суэцкий канал (173 км) – кратчайший морской путь из Средиземного моря в Индийский океан.
Территория – свыше 1 млн. кв. км. Фактически заселено и освоено 8% территории, остальное – пустыня.
По данным последней переписи 2006 г. население – 76,5 млн. чел., по неофициальным данным на 2010 г. - 84,5 млн. чел. Из них 4-5 млн. чел. постоянно работают за границей. Темпы прироста населения – до 2,1% в год. Этнический состав однородный – 98% населения - арабы (из них 90% - мусульмане-сунниты), около 10% – христиане, преимущественно копты (потомки коренных жителей страны – древних египтян). Плотность в населенных районах – 1,5–2 тыс. чел. на 1 кв. км. Столица – Каир (ок. 19 млн. чел.).

Государственный строй.  

25 января 2011 г. в Каире и других городах Египта начались массовые акции протеста («революция 25 января») с участием молодежных движений и оппозиции с требованием смены правившего в стране режима. В результате народных выступлений 11 февраля 2011 г. Президент АРЕ Х.Мубарак, находившийся у власти с октября 1981 г., был вынужден уйти в отставку и передать свои полномочия Высшему совету Вооруженных сил (ВСВС) АРЕ во главе с Министром обороны и военной промышленности Египта маршалом Х.Тантави, который на данный момент является фактическим главой государства.
Совет министров (правительство) - высший исполнительно-распорядительный орган во главе с Премьер-министром (с 3 марта 2011 г. – Исам Шараф). ВСВС АРЕ распустил обе палаты египетского парламента – Народное собрание и Консультативный совет) и приостановил действие Конституции.
30 марта 2011 г. Высший совет Вооруженных сил АРЕ Египта утвердил Конституционную декларацию, включающую 63 статьи и основывающуюся на поправках к Конституции 1971 г., одобренных в ходе состоявшегося 19 марта 2011 г. общенационального референдума. Декларация заменила собой Основной закон страны и будет действовать в течение переходного периода до утверждения в ходе общенационального референдума проекта новой конституции.


Национальный праздник: 23 июля – День Революции (1952 г.).

Экономика.

Египет имеет одну из наиболее развитых, по меркам  Ближнего Востока и Африки, экономических систем, представленной различными формами собственности.
Прирост ВВП в 2010 г. составил 5,1%. против 4,7% в 2009 г. – до 198,84 млрд. долл. Экономически активное население – 26,2 млн. чел. Уровень безработицы, по официальным данным, составил 8,96% (9,36% в 2009 г.). В структуре ВВП на производственные отрасли приходится 53% (в т.ч. сельское хозяйство – 14%, добывающую и обрабатывающую промышленность – 25%), сферу финансов и услуг – 47% (в т.ч. туризм – 12%, социальные услуги – 16%). Доля частного сектора в ВВП составляет около 61,9%. Экономика АРЕ во многом зависит от иностранной помощи, главный донор – США (1550 млн. долл. США  из них - 250 млн. – экономическая и 1300 млн. - военная. Накопленный объем прямых иностранных инвестиций – 6,8 млрд. долл. США.


Сельское хозяйство.

Площадь обрабатываемых земель – 4,1 млн. га. Климатические условия позволяют собирать по два урожая в год. Пригодные для сельскохозяйственной обработки земли не превышают 4% территории АРЕ, почти все они находятся в частном владении. Собственным производством Египет удовлетворяет не более 40% потребностей в продовольствии.


Промышленность.

Ведущими отраслями промышленности являются нефтегазодобывающая, перерабатывающая, пищевая, текстильная, металлургическая и некоторые отрасли машиностроения.
Нефтегазовая промышленность: запасы нефти – порядка 659 млн. т., добыча – 34,5 млн. т. (35,23 млн. т. в 2009 г.). Экспорт нефти и нефтепродуктов принес стране в 2010 г. 7,75 млрд. долл. США (в 2009 г. – 7,9 млрд. долл.); разведанные запасы газа – 2,21 трлн. куб. м, добыча в 2010 г. – 63,96 млрд. куб. м (в 2009 г. – 61 млрд. куб. м.).
До событий «революции 25 января» активно развивается туризм – в 2010 г. Египет, по официальным данным, посетило 15 млн. иностранных туристов (в 2009 г. – 12,5 млн.). Это принесло казне Египта 13 млрд. долл. (в 2009 г. – 10,8 млрд. долл.). Гостиничный фонд – 220 тыс. номеров.  


Финансы.

Египет обладает развитой банковской системой. В стране функционируют 37 банка. Среди них действуют 4 государственных коммерческих банка – Национальный банк Египта (через этот госбанк финансируются социальные программы), Банк «Мыср», Банк Каира и Банк Александрии. В 2005 г. разрешено открытие прямых отделений иностранных банков с уставным капиталом не менее 50 млн. долл. США. Обменный курс в 2010 г. – ок. 5,79 ег. ф. за 1 долл. США. Уровень инфляции в 2010 г. составил 10,7%. Дефицит госбюджета – 16,93 млрд. долл. (13,17 млрд. долл. – 2009 г. Золотовалютные резервы – 22 млрд. долл. США (в 2004 г. – 15 млрд.). Основные источники поступления валюты в 2010 г.: доходы от туризма – 13 млрд. долл., экспорт углеводородного сырья – 10,21 млрд. долл., переводы работающих за рубежом египтян – 9,5 млрд. долл., поступления от Суэцкого канала – 4,5 млрд. долл.
Объем внешнеторгового оборота в 2010 г. достиг 72,9 млрд. долл., экспорт – 23,9 млрд. долл., импорт – 49 млрд. долл., дефицит – 25,12 млрд. долл. Покрытие импорта экспортом – 48,7%. Основные внешнеторговые партнеры – Страны ЕС, США, арабские и азиатские страны.


Политический кризис в Египте имел своим прямым следствием ухудшение экономических показателей. Так, инфляция в январе 2011 г. выросла на 11% против января 2010 г., темпы прироста ВВП, по оценкам Министерства финансов АРЕ, в 2011 г. сократятся до 3,5% (ранее прогнозировалось, что показатель составит 5-7%) дефицит бюджета составит 8,4% ВВП, уровень безработицы может достичь 15%. Значительны потери от туризма – 2 млрд. долл. США, за первые две недели волнений в стране, на 1 млрд. долл. США сократились золотовалютные резервы. Выросли внутренние цены на продовольствие и товары первой необходимости, усилился отток капитала из страны.

 

Внешняя политика.

В условиях происходящих в настоящее время кардинальных политических изменений на Ближнем Востоке в результате масштабных протестных движений в ряде стран региона Египет стремится сохранить за собой статус ключевой державы арабского мира.
Несмотря на переживаемый АРЕ внутриполитический кризис для Каира не теряет своей значимости вопрос ближневосточного урегулирования, в котором Египет выступает за справедливое и всеобъемлющее решение арабо-израильского конфликта на основе соответствующих решений ООН и арабской мирной инициативы. В этом контексте египтяне координируют свои шаги с арабскими странами, а также участниками «квартета» международных посредников - Россией, США, ООН и Евросоюзом.
Большое внимание уделяется Каиром событиям, разворачивающимся сейчас в Ливии, Йемене и Сирии с позиций скорейшего достижения стабильности и сохранения их территориальной целостности.


Важным считается и африканский вектор внешней политики, прежде всего продолжение переговоров со странами долины Нила по вопросу распределения водных квот, акцентируя при этом важность учета африканскими партнерами «исторического права» Египта на пользование водой Нила. В фокусе внимания Каира остается и проблема межсуданского урегулирования, включая проблему Дарфура, ввиду наличия особых исторических связей с Суданом.


В области нераспространения ОМУ приоритет АРЕ - превращение Ближнего Востока в зону, свободную от ядерного оружия.
АРЕ – член Лиги арабских государств (штаб-квартира находится в Каире), Афросоюза, ОИК, Движения неприсоединения, в котором с 2009 г. он стал председательствующей страной. С 1995 г. участвует в барселонском процессе. Каир является партнером ОБСЕ, участвует в диалоге НАТО со странами Южного Средиземноморья. В июне 2004 г. Египет стал ассоциированным членом Евросоюза. В 2007 г. подписано соглашение и пятилетняя программа действий в рамках политики добрососедства с ЕС. В октябре 2007 г. Египет заключил соглашение об "Индивидуальной программе сотрудничества" (ИПС) с Североатлантическим альянсом.